Воспитательная работа - важнейшая составная часть вузовского образовательного процесса в НОУ ВО «ВСИЭМ», осуществляемая в учебное и внеучебное время, которая обеспечивает формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста, представителя отечественной интеллигенции.
Общее руководство воспитательной деятельностью в институте осуществляет проректор по административной и воспитательной работе. На уровне факультета ответственность за создание воспитывающей среды, координацию воспитательной работы, ее осуществление преподавателями и учебно-вспомогательным персоналом несет декан факультета. На кафедральном уровне воспитательный процесс, реализуемый профессорско- преподавательским составом, направляют и координируют заведующие кафедрами, которые также принимают непосредственное участие в институтских и факультетских мероприятиях.
В Институте действует институт кураторства. Кураторы каждой академической группы назначаются приказом ректора института. Куратор осуществляет координацию студенческой деятельности в группе, помогает адаптации студентов в вузовской системе обучения, в новых общественных отношениях, в новой среде. На регулярной основе проводятся общие собрания кураторов, на которых обсуждается содержание работы, основные проблемы и пути их решения, осуществляется методическая помощь в работе студенческих групп.
Мероприятия, предусмотренные планом воспитательной работы, проводятся в целях ознакомления и приобщения студентов к историческим и культурным традициям народов, проживающих в РФ, формирования у студентов высокого духовно-нравственного и гражданско-патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Основной целью воспитательной работы в вузе является разностороннее развитие личности студента как гражданина Российского общества, обладающего глубокими профессиональными знаниями и навыками, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества; содействие раскрытию творческих способностей обучающихся, их самоопределению и самореализации; сохранение и приумножение традиций вуза.
Основные задачи воспитательной работы:
- создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, профессионального становления;
- формирование и развитие духовно-нравственных и патриотических ценностей, идеалов гражданственности и патриотизма;
- формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
- формирование у преподавателей отношения к студентам как к субъектам собственного развития;
- привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления; - сохранение культурных традиций вуза, преемственности;
- укрепление и совершенствование физического здоровья студентов;
- профилактика социально-негативных явлений и создание условий для успешной социальной адаптации студентов.
В основе формирования воспитывающей среды и организации воспитательной работы в институте лежат принципы демократизма, гуманистической направленности, взаимоотношений со студентами как с равноправными субъектами образовательного процесса, уважения к общечеловеческим и личностным ценностям, правам и свободам граждан, толерантности, эффективности социального взаимодействия, ориентации на развитие способностей к самоорганизации.