В рамках VII Всероссийского фестиваля массовых коммуникаций «Дни PRв Якутии» состоялся круглый стол «Современные PR-практики Сибири и Дальнего Востока». Специалисты по связям с общественностью из Сибири, Дальнего Востока, а также из Москвы, Якутска и зарубежные гости обменялись опытом по формированию и продвижению имиджа региона в условиях конкуренции с целью повышения инвестиционной привлекательности, развития внутреннего и въездного туризма.
Перед специалистами по связям с общественностью, преподавателями и студентами СВФУ им. М.К. Аммосова и филиала БГУЭП в Якутске выступилиВладислав Шулаев – директор по продвижению территорий Коммуникационного агентства АГТ (Москва), сопредседатель комитета по брендингу и продвижению территорий Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), Руслан Вакулик – руководитель проектов Коммуникационного агентства АГТ-Восток (Владивосток), Инна Кабанова – главный редактор коммуникационного агентства «Арктика-Инфо», Андрей Калачинский – заместитель проректора по связям с общественностью, информации и рекламе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Юлия Петропавловская – шеф-редактор издательства PressPass (Москва).
Якутские PR-cпециалисты поделились своими взглядами на проблемы создания благоприятного имиджа региона. Доцент кафедры рекламы и связей с общественностью СВФУ Светлана Залуцкая, доцент кафедры журналистики СВФУ Валерий Надькин, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью Оксана Сальникова и многие другие преподаватели и студенты Северо-Восточного федерального университета представили проекты и исследования в области рекламы и формирования имиджа города Якутска и республики. Опытом практической деятельности поделились руководитель крауд-портала «OneclickYakutsk»Маргарита Попова, специалист по связям с общественностью министерства охраны природы РС (Я) Анастасия Данилова, пресс-секретарь главы г. Якутска Ирина Ефимова.
Участники круглого стола «PR-практики Сибири и Дальнего Востока» пришли к заключению, что сфера массовых коммуникаций перестает быть прерогативой специалистов по PR-технологиям и все больше привлекает людей из других сфер со своими эффективными проектами. Поэтому было рекомендовано объявить в республике конкурс инвестиционных проектов, который мог бы стать коллективной площадкой для обсуждения новых идей и вовлечения творческих людей в сферу массовых коммуникаций.
Как отметил В.В. Шулаев, подытоживая работу круглого стола : «Надо учиться у других регионов. Буквально 5 лет назад в России не было возможности узнать о кейсах других регионов, и ничего не говорило о том, что они успешны. В 2014 году таких проектов множество, их можно запрашивать, использовать их технологии и реализовывать у себя в Якутии. В этом плане именно VIIфестиваль стал самым успешным. Здесь было представлено большое количество региональных кейсов, с которыми можно работать».
Участники фестиваля смогли подробно ознакомиться с опытом коллег из других регионов на мастер-классах. Об европейском, в частности, немецком подходе к формированию регионального имиджа рассказала Сабина Гладков — журналист, политолог, славист, ведущий эксперт по маркетингу и PR, директор компании Харцком (Hartzkom) Коммуникация по — стратегически (Германия). Ее мастер-класс так и назывался — «Опыт регионального маркетинга в Германии – как удачно сыграть и выиграть на предрассудках».
Мастер-класс «Фототур как инструмент продвижения территорий» провел Виталий Горшков, фотограф-путешественник, член Русского географического общества. Дальневосточные кейсы представили Андрей Калачинский с мастер-классом «Сравнительный имидж регионов: Приморский край и Якутия» и Руслан Вакулик на мастер-классе «Проекты премии «Серебряный лучник» — Дальний Восток: региональная специфика и резонансные кейсы».
Мастер-классы также провели: Инна Кабанова (Москва) — «Притяжение Арктики. Освещение арктической тематики в СМИ», Владимир Черепанов, креативный директор проекта I’m Siberian и агентства POWER Brand+Digital. (г. Новокузнецк) – «Сибирь спасет мир», Владислав Шулаев — «Реализация коммуникационной стратегии Якутии. Измерение результатов», Юлия Петропавловская — «Пиар-текст: методика редактирования».
***
Взгляд со стороны на внутренний имидж
Второй день фестиваля выдался не менее насыщенным и продуктивным. На этот раз гости из других регионов и зарубежья познакомились с местной туристской спецификой на примере Хангаласского улуса. В первой половине дня им показали «товар лицом», они посетили туристско-рекреационный кластер «Орто дойду», куда входят известные в республике спортивно-развлекательный комплекс «Техтюр» и зоопарк «Орто дойду».
Гостей сопровождал заместитель главы Хангаласского улуса Василий Афанасьев. Он же выступил с первым докладом о перспективах развития туризма в улусе на VII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы формирования внутреннего имиджа регионов Сибири и Дальнего Востока» в г. Покровске. Хангаласцы начали развивать в улусе 3 туристско-рекреационных кластера – «Орто дойду», «Самартай» и «Ленские столбы», делая ставку, в первую очередь, на внутренний туризм, но с перспективой выхода на российский и международный уровень.
Роль стратегических коммуникаций в продвижении Якутии обозначил вице-президент РАСО, председатель Совета директоров Коммуникационной группы АГТ Вячеслав Лащевский. Он рекомендовал, в частности, разработать и реализовать комплексную коммуникационную программу «50 лет туризму в Якутии» в 2015 г., тем самым наметил направление работы в следующем году.
Позицию руководства республики по формированию имиджевой политики озвучила заместитель министра по делам предпринимательства и развития туризма Лена Курбаналиева в своем докладе «Межрегиональные туристские проекты как фактор формирования имиджа макрорегиона». Доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Дальневосточного государственного университета путей сообщения Владислав Чернов выступил с докладом о привлекательности региона как основной составляющей создания тура, главный тезис которого — «когда территория становится понятной, она становится привлекательной, не нужно делать много брендов, которые непонятны иностранцам, надо взять один, но самый мощный бренд и работать с ним, остальные подтягивать к нему.»
Всего было прослушано 20 выступлений. Можно особо выделить «взгляд со стороны» иностранных преподавателей СВФУ. Кавакубо Ханаё предложила для привлечения туристов из Японии организовать туры на продуктовый рынок зимой, визит к шаману, использовать для восполнения недостающих ингредиентов суши чир и сырую жеребятину, фотографирование в якутской зимней одежде. А также создать памятники — мамонту на берегу реки Лена и термометру с самой холодной отметкой -70о, чтобы туристы могли фотографироваться на его фоне. Также она заметила недостаточное разнообразие сувениров и бросающийся в глаза, особенно японцам, низкий уровень сервиса. Француз Кристоф Айе предложил превратить удаленность Якутии в преимущество, так как многих европейцев привлекает все далекое и отличающееся от их повседневной жизни, не делать ставку только на богатых туристов, а развивать экстремальный экологический туризм и профессиональные связи с развитыми туристическими странами, такими, как Франция, занимающая первое место в мире по посещаемости. Многие выступающие отметили, что холод является самым узнаваемым брендом Якутии и его надо активно использовать для продвижения имиджа республики и привлечения туристов.
Также на конференции вызвало большой интерес выступление Натальи Базалевой, руководителя Государственной филармонии Республики Саха (Якутия). За 4 года существования филармония и симфонический оркестр «Symphonica ARTica» приобрели известность и в республике, и во многих городах России, выступали за рубежом. Наталья Базалева отметила, что музыка является мощным инструментом для привлечения европейских туристов и популяризации Якутии.
Итогом конференции стало принятие рекомендаций – сделать ежегодными массовые спортивные и молодежные мероприятия, такие, как «Дети Азии», активно участвовать в конкурсах PR-проектов Дальнего Востока, проводить для потенциальных инвесторов и специалистов по туризму круизы на Ленские столбы, повторяя успех мероприятия 2013 года «Туристский форсайт», продвигать гастрономические бренды Якутии, а также шире использовать и раскручивать самые узнаваемые в мире бренды – мамонта, якутских лаек и Полюс холода.
Организаторами фестиваля «Дни PR в Якутии-2014» являются Якутское представительство Российской Ассоциации по связям с общественностью, Министерство по федеративным отношениям и внешним связям Республики Саха (Якутия), Филиал ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» в г. Якутске , ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», НОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт экономики и менеджмента», при участии Департамента по делам печати и телерадиовещания РС (Я), Министерства по делам предпринимательства и туризму РС (Я) и Якутского научного центра СО РАН.
Лена Новгородова